Автомобильные радиостанции CB диапазона
Внимание! Включение радиостанции без антенны или с повреждённым антенным кабелем приведёт к выходу её из строя.
Автомобильная радиостанция Ваш надёжный и верный спутник в пути. Радиостанции служат средством общения между водителями в пути, средством получения дорожной и другой информации, а также средством получения такой необходимой помощи.
Рабочий диапазон автомобильных CB станций
Автомобильные радиостанции работают в диапазоне CB - "гражданский диапазон" радио связи, в полосе частот 26.970 МГц - 27.850 МГц, с модуляцией: амплитудная - AM, частотная -FM, однополосная -SSB.
В России утверждены для работы две сетки С и D, каналы которых имеют сдвиг по частоте относительно европейских сеток частот на 5 кГц.
Большинство радиостанций имеют европейские сетки С и D (80 каналов) и российские сетки со сдвигом 5 кГц, а другие, сетки A -L, насчитывающие 400 и более каналов. Сетка формируется с помощью синтезатора частоты радиостанции.
Разрешение на покупку и использование радиостанции CB диапазона не требуются. (Постановление Правительства РФ No.837 от 13.10.2011). Чтобы не иметь претензий со стороны полиции, с собой надо иметь копию Постановления Правительства об отмене разрешений.
Порядок использования радиостанций. Запрещено использовать CB радиостанции на самолётах и пассажирских судах, нельзя передавать сведения, имеющие служебную или государственную тайну. Можно обмениваться только речевыми сообщениями, запрещено также шифрование речи. Отступление от правил допускаются только в экстренных случаях, связанных с угрозой жизни.
Радиус связи двух радиостанций, установленных на автомобилях, составляет, порядка, 15-20 км, но связь может быть установлена и на большем расстоянии.
Разрешение на покупку и использование радиостанции CB диапазона не требуются. (Постановление Правительства РФ No.837 от 13.10.2011). Чтобы не иметь претензий со стороны полиции, с собой надо иметь копию Постановления Правительства об отмене разрешений.
Порядок использования радиостанций. Запрещено использовать CB радиостанции на самолётах и пассажирских судах, нельзя передавать сведения, имеющие служебную или государственную тайну. Можно обмениваться только речевыми сообщениями, запрещено также шифрование речи. Отступление от правил допускаются только в экстренных случаях, связанных с угрозой жизни.
Радиус связи двух радиостанций, установленных на автомобилях, составляет, порядка, 15-20 км, но связь может быть установлена и на большем расстоянии.
Рабочая сетка радиостанции состоит из 40-ка каналов, шириной полосы 10 кГц. Центральные частоты сетки C приведены в таблице ниже.
============= Таб.1 ================
01 - 26960 11 - 27080 21 - 27210 31 - 27310
02 - 26970 12 - 27100 22 - 27220 32 - 27320
03 - 26980 13 - 27110 23 - 27250 33 - 27330
04 - 27000 14 - 27120 24 - 27230 34 - 27340
05 - 27010 15 - 27130 25 - 27240 35 - 27350
06 - 27020 16 - 27150 26 - 27260 36 - 27360
07 - 27030 17 - 27160 27 - 27270 37 - 27370
08 - 27050 18 - 27170 28 - 27280 38 - 27380
09 - 27060 19 - 27180 29 - 27290 39 - 27390
10 - 27070 20 - 27200 30 - 27300 40 - 27400 кГц
============= Таб.1 ================
01 - 26960 11 - 27080 21 - 27210 31 - 27310
02 - 26970 12 - 27100 22 - 27220 32 - 27320
03 - 26980 13 - 27110 23 - 27250 33 - 27330
04 - 27000 14 - 27120 24 - 27230 34 - 27340
05 - 27010 15 - 27130 25 - 27240 35 - 27350
06 - 27020 16 - 27150 26 - 27260 36 - 27360
07 - 27030 17 - 27160 27 - 27270 37 - 27370
08 - 27050 18 - 27170 28 - 27280 38 - 27380
09 - 27060 19 - 27180 29 - 27290 39 - 27390
10 - 27070 20 - 27200 30 - 27300 40 - 27400 кГц
Это российская сетка частот. Для европейской сетки соответственно последняя цифра оканчивается на "5", т.е. 27.150MHz - C16R (16-ый канал российской C сетки), 27.155MHz - C16E (16-ый канал европейской C сетки).
Полезные радиоканалы. В Нижнем Новгороде автолюбителям будет полезен Нижегородский автоканал на частоте 27.355 мГц, FM - 35 канал СВ сетки Е. Если в радиостанции есть поддержка тонов CTCSS, то для повышения качества связи Вы можете установить тоновый шумоподавитель на отметку 82.5. При работе на СВ радиостанции, вы сможете общаться с корреспондентами СВ диапазона, с корреспондентами на ЛПД, а также диспетчером канала, подробнее >>
Полезен также 15-ый АМ канал дальнобойщиков (27,135 мГц), на нём можно узнать:
1. информацию, как объехать заторы;
2. ситуацию на дорогах (пробки, ДТП и др.);
3. попросить техническую и другую помощь;,
4. узнать, как добраться до пункта назначения, при отсутствии навигатора
5. просто пообщаться с единомышленниками
В Москве - C3E, C9E, C19E, D21E каналы. Это аварийные каналы, где находятся диспетчерские службы, которые принимают и сообщают информацию о пробках, авариях и др. Информацию о ДТП и других чрезвычайных ситуациях можно передавать в каналах C3E ("Петровка") или C19E ("Служба Спасения"). А канал C9E, вообще, выделен исключительно для передачи о ДТП и других чрезвычайных ситуациях.
Полезен также 15-ый АМ канал дальнобойщиков (27,135 мГц), на нём можно узнать:
1. информацию, как объехать заторы;
2. ситуацию на дорогах (пробки, ДТП и др.);
3. попросить техническую и другую помощь;,
4. узнать, как добраться до пункта назначения, при отсутствии навигатора
5. просто пообщаться с единомышленниками
В Москве - C3E, C9E, C19E, D21E каналы. Это аварийные каналы, где находятся диспетчерские службы, которые принимают и сообщают информацию о пробках, авариях и др. Информацию о ДТП и других чрезвычайных ситуациях можно передавать в каналах C3E ("Петровка") или C19E ("Служба Спасения"). А канал C9E, вообще, выделен исключительно для передачи о ДТП и других чрезвычайных ситуациях.
Где купить автомобильную радиостанцию
Лучше всего покупать автомобильные радиостанции в специализированных магазинах, где вероятность купить не "подделку" гораздо выше. Остерегайтесь китайских подделок, они ненадёжны и их параметры не соответствуют паспортным данным.
Нужно ли покупать дополнительный усилитель к радиостанции? В силу низкой эффективности мобильных антенн этого делать не стоит, лучше правильно выбрать, установить и настроить Вашу антенну на автомобиле! Самым лучшим вариантом будет полуволновый вибратор, но для автомобиля он не подходит из-за больших размеров. Для лучшей эффективности в работе на автомобиле должна быть установлена врезная антенна больших размеров.
Нужно ли покупать дополнительный усилитель к радиостанции? В силу низкой эффективности мобильных антенн этого делать не стоит, лучше правильно выбрать, установить и настроить Вашу антенну на автомобиле! Самым лучшим вариантом будет полуволновый вибратор, но для автомобиля он не подходит из-за больших размеров. Для лучшей эффективности в работе на автомобиле должна быть установлена врезная антенна больших размеров.
Поведение при переговорах
Как вести себя при переговорах? Желательно быть максимально вежливым и корректным. Говорить надо тогда, когда на канале все замолкнут, чтобы не перебивать собеседника.
Правило радиообмена: сначала называется позывной корреспондента вызываемой станции, затем свой. Прием! При работе нельзя называть только один позывной: свой или вызываемого корреспондента. Это можно сделать, например, в ситуации, когда вам необходимо обязательно вклиниться в разговор двух или более корреспондентов. В этом случае, в паузе разговора (только в паузе!), надо сказать "Брек!" и назвать свой позывной. Если вас услышали, то могут ответить. Этим приёмом можно пользоваться только в крайнем случае. Чтобы продолжить разговор, лучше дождаться его окончания и вызвать одного из корреспондентов. При вступлении в переговоры, и обязательно при их окончании, обязательно нужно называть свой позывной, чтобы вас адресно мог вызвать другой корреспондент.
Правило радиообмена: сначала называется позывной корреспондента вызываемой станции, затем свой. Прием! При работе нельзя называть только один позывной: свой или вызываемого корреспондента. Это можно сделать, например, в ситуации, когда вам необходимо обязательно вклиниться в разговор двух или более корреспондентов. В этом случае, в паузе разговора (только в паузе!), надо сказать "Брек!" и назвать свой позывной. Если вас услышали, то могут ответить. Этим приёмом можно пользоваться только в крайнем случае. Чтобы продолжить разговор, лучше дождаться его окончания и вызвать одного из корреспондентов. При вступлении в переговоры, и обязательно при их окончании, обязательно нужно называть свой позывной, чтобы вас адресно мог вызвать другой корреспондент.
Кодовые слова для связи. В профессиональной и любительской радиосвязи принято применять кодовые слова и словосочетания для ускорения радиообмена. Это особо необходимо для радиообмена в условиях помех, при слабом сигнале, при проведении связи телеграфом (CW) и т.д. Использование кодовых слов позволяет избежать употребления длинных фраз для выражения определенных "стандартных" ситуаций.
Условные обозначения:
QSB -"замирание сигнала"
QTH - "Москва - место расположения"
QRM - "наличие помех"
QRN - "наличие атмосферных помех"
QSO - "установление радиосвязи"
QSL - "подтвержаю связь, карточка подтверждения проведенной связи"
QRT - "работу заканчиваю "
QSY - "перехожу на другую частоту... " и так далее.
Более подробную информацию об этих и других сочетаниях можно посмотреть в "Справочнике коротковолновика" Б.Степанова.
Условные обозначения:
QSB -"замирание сигнала"
QTH - "Москва - место расположения"
QRM - "наличие помех"
QRN - "наличие атмосферных помех"
QSO - "установление радиосвязи"
QSL - "подтвержаю связь, карточка подтверждения проведенной связи"
QRT - "работу заканчиваю "
QSY - "перехожу на другую частоту... " и так далее.
Более подробную информацию об этих и других сочетаниях можно посмотреть в "Справочнике коротковолновика" Б.Степанова.
Кроме этого существует ещё некоторые цифровые сокращения, используемых в профессиональной связи. Наиболее часто встречаемые из них:
73! - выражает наилучшие пожелания, пожелания успехов и всего самого доброго корреспонденту, передается всегда очень вежливо и обычно в конце радиообмена!
88! - "любовь и поцелуй". Обычно носит шутливый характер, если оператор дама. Пользоваться им нужно осторожно, говорить не каждой встретившейся в эфире даме, чтобы не обидеть собеседницу.
При работе надо учитывать, что не все правила и условные словосочетания радиообмена коротковолников обязательно напрямую распространяются на работу в любительском CB диапазоне...
73! - выражает наилучшие пожелания, пожелания успехов и всего самого доброго корреспонденту, передается всегда очень вежливо и обычно в конце радиообмена!
88! - "любовь и поцелуй". Обычно носит шутливый характер, если оператор дама. Пользоваться им нужно осторожно, говорить не каждой встретившейся в эфире даме, чтобы не обидеть собеседницу.
При работе надо учитывать, что не все правила и условные словосочетания радиообмена коротковолников обязательно напрямую распространяются на работу в любительском CB диапазоне...
Оценка уровня сигнала: "9+10", чтобы это значит?
Уровень принимаемого сигнала в радиосвязи оценивается в "баллах". Мощный сигнал при уровне в 50 мкВ на входе приемника (порог для УКВ - 5 мкВ) оценивается в 9 баллов. Единица уровня сигнала в радиотехнике измеряется в ДБ (децибелах). Если уровень сигнала на входе превышает 9 баллов (50 мкВ), а оценка превышения идёт в ДБ, то "9+10" означает, что сигнал принят с уровнем на 10 ДБ выше, чем 9 -ти бальный сигнал.
Ещё одна оценка определения качества принимаемого сигнала - разборчивость. Для её характеристики применяется шкала от 0 - полное отсутствие разборчивости, до 5 - полная разборчивость, 100%.
Таким образом, голосовую связь на (АМ/ЧМ/SSB) оценивают по разборчивости и уровню сигнала.
Например, оценка "59" (звучит как "пять, девять") означает, что сигнал мощный и имеет 100%-ю полную разборчивость.
Уровень принимаемого сигнала в радиосвязи оценивается в "баллах". Мощный сигнал при уровне в 50 мкВ на входе приемника (порог для УКВ - 5 мкВ) оценивается в 9 баллов. Единица уровня сигнала в радиотехнике измеряется в ДБ (децибелах). Если уровень сигнала на входе превышает 9 баллов (50 мкВ), а оценка превышения идёт в ДБ, то "9+10" означает, что сигнал принят с уровнем на 10 ДБ выше, чем 9 -ти бальный сигнал.
Ещё одна оценка определения качества принимаемого сигнала - разборчивость. Для её характеристики применяется шкала от 0 - полное отсутствие разборчивости, до 5 - полная разборчивость, 100%.
Таким образом, голосовую связь на (АМ/ЧМ/SSB) оценивают по разборчивости и уровню сигнала.
Например, оценка "59" (звучит как "пять, девять") означает, что сигнал мощный и имеет 100%-ю полную разборчивость.
Переделка радиостанций
Переделка радиостанции под российскую сетку частот. Большинство автомобильных радиостанций уже имеют "российскую сетку" или возможность в ней работать. При переделке радиостанции возможно ухудшение её параметров.
Самостоятельная переделка радиостанции запрещена, так как действующими правилами запрещено производить изменения в схеме, конструкции и маркировке радиостанции (тип, номер, частота). Ремонт радиостанции должен производиться только в специализированном сервисе.
Самостоятельная переделка радиостанции запрещена, так как действующими правилами запрещено производить изменения в схеме, конструкции и маркировке радиостанции (тип, номер, частота). Ремонт радиостанции должен производиться только в специализированном сервисе.
Преимущества SSB - модуляции. SSB модуляция позволяет увеличить дальность связи, и устранить шумы, присущие FM модуляции. Радиостанции с SSB слабо распространены среди автолюбителей в России, поэтому мы не рекомендуем их покупать, к тому же они значительно дороже. Такие станции стоит приобретать, если Вы хотите установить с кем-то двухстороннюю связь. Работа одновременно с несколькими корреспондентами будет затруднительна из-за того, что под каждого придётся подстраиваться ручкой точной настройки.
Уменьшение помех при приёме
Большой уровень шума у радиостанции. Если есть жалобы соседей на помехи телевизионному приёму от вашей радиостанции, необходимо обязательно найти его источник.
Эксплуатация радиостанции запрещена правилами до момента устранения источника помех, вызванных при её работе.
Основные причины помех: несогласованность передатчика и антенны, плохая экранировка, ненадёжные контакты, применение усилителя большой мощности и плохо настроенная телевизионная антенна у ваших соседей. Существенно уменьшить помехи телевизионному приёму можно с помощью специальных полосовых фильтров.
Как уменьшить помехи при приёме на автомобильной CB-станции?
Рекомендации по уменьшению уровня помех:
Зачистить контакты и проверить качество заземления станции и антенны на кузов автомобиля.
Необходимо также проверить уровень шума при приёме с антенной и без неё. Если уровень шума возрастает при подключении антенны, то источник шума, скорее всего, система зажигания. Если уровень шума не меняется при отключении антенны, то источник шума, скорее всего, в цепях питания радиостанции. Уменьшить шум от системы зажигания можно путём подбора места заземления на кузове автомобиля.
На уровень шумов также оказывает влияние качество заземления капота, глушителя, выхлопной трубы. Помехи от системы зажигания могут быть уменьшены установкой проводов зажигания с "магнитным подавлением" или установкой специальных экранов из металла на свечи зажигания.
Пролазы помех в цепи питания, могут быть вызваны отсутствием или неисправностью конденсатора, подключенного к контактам прерывателя.
Если у вас электронное зажигание, то можно попробовать уменьшить шумы путём шунтирования цепи питания блока зажигания, вблизи от блока, с помощью (бумажного, полифталатного или керамического) конденсатора, емкостью 1-20 мкФ.
Антенну и соединительный кабель надо располагать подальше от потенциальных источников шума. Положительные результаты может дать экранировка провода питания радиостанции, правильный подбор его сечения и надёжные контакты при подключении.
Радиостанцию необходимо запитывать непосредственно с плюсовой клеммы аккумулятора.
Подавить помехи можно также с помощью специальных фильтров по питанию.
Эксплуатация радиостанции запрещена правилами до момента устранения источника помех, вызванных при её работе.
Основные причины помех: несогласованность передатчика и антенны, плохая экранировка, ненадёжные контакты, применение усилителя большой мощности и плохо настроенная телевизионная антенна у ваших соседей. Существенно уменьшить помехи телевизионному приёму можно с помощью специальных полосовых фильтров.
Как уменьшить помехи при приёме на автомобильной CB-станции?
Рекомендации по уменьшению уровня помех:
Зачистить контакты и проверить качество заземления станции и антенны на кузов автомобиля.
Необходимо также проверить уровень шума при приёме с антенной и без неё. Если уровень шума возрастает при подключении антенны, то источник шума, скорее всего, система зажигания. Если уровень шума не меняется при отключении антенны, то источник шума, скорее всего, в цепях питания радиостанции. Уменьшить шум от системы зажигания можно путём подбора места заземления на кузове автомобиля.
На уровень шумов также оказывает влияние качество заземления капота, глушителя, выхлопной трубы. Помехи от системы зажигания могут быть уменьшены установкой проводов зажигания с "магнитным подавлением" или установкой специальных экранов из металла на свечи зажигания.
Пролазы помех в цепи питания, могут быть вызваны отсутствием или неисправностью конденсатора, подключенного к контактам прерывателя.
Если у вас электронное зажигание, то можно попробовать уменьшить шумы путём шунтирования цепи питания блока зажигания, вблизи от блока, с помощью (бумажного, полифталатного или керамического) конденсатора, емкостью 1-20 мкФ.
Антенну и соединительный кабель надо располагать подальше от потенциальных источников шума. Положительные результаты может дать экранировка провода питания радиостанции, правильный подбор его сечения и надёжные контакты при подключении.
Радиостанцию необходимо запитывать непосредственно с плюсовой клеммы аккумулятора.
Подавить помехи можно также с помощью специальных фильтров по питанию.